До начала XIX века Казимеж был отдельным городом и располагался рядом с Краковом между существовавшими в то время двумя руслами Вислы. В 1495 году в восточной части Казимежа, по решению короля Яна Ольбрыхта был создан автономный еврейский город, в котором поселилось еврейское население из Кракова.
В средние века Казимеж был самым большим средоточием еврейского населения Европы.
Еврейская автономия была отделена стеной от христианской части и управлялась раввинами и старшиной, над которым стоял только король
Карта предлагает начать маршрут от еврейского культурного центра, пройтись по синагогам и отправиться на кладбище.
Мы жили возле Еврейского культурного центра и нам было логично так и начать нашу прогулку
Синагога Темпель (прогрессивная), построена во второй половине XIX столетия — самая молодая синагога в Кракове. Внутри приятный полумрак, витражные окна и хорошо восстановленный зал для молитв. Синагога до сих пор действующая. На заднем дворе расположен детский культурный центр.
Синагога Купа, построена в 1643 г на средства кагала. Раньше называлась Больничной или синагогой Нищих, поскольку при ней была больница для самых бедных членов общины. Сейчас внутри проводят концерты и выставки. Когда мы были она была закрыта.
Синагога Исаака, построенная в середине XVII века купцом Исааком Якубовичем, в простонародье называемая синагогой Айзека. Это самая большая синагога в Кракове. Часто в синагоге проводят показы архивных документальных фильмов о прошлом еврейского Казимежа 1936 г. и хронику переселения евреев в гетто 1940 г.
Высокая синагога, была построена во второй половине XVI века по образцу Большой пражской синагоги. Мало того, что само по себе здание синагоги высокое, но и молитвенный зал находится на втором этаже. На первом этаже сейчас книжный магазин и реставрационная мастерская, а на втором проводят концерты, выставки рисунков и фотографий.
улица Шерока или Широка — центр еврейского Казимежа,
здесь расположены несколько как бы кошерных ресторанчиков и магазинов
характерная нумерация домов довоенного Кракова
израильский ресторан Хамса
Хотель, а за ним есть миквы.
Практически в центре улицы стоит Камень в память о 66000 краковских евреях убитых во время гитлеровской оккупации.
Синагога Рему или новая синагога, до сих пор действующая. В 1939 году была полностью разграблена и восстановлена лишь в 1957 г. За ней находится старое еврейское кладбище, но в этот раз мы туда не пошли.
за этой чудной аркой
синагога Поппера, построенная в 1620 году на средства купца Вольфа Поппера (Аиста). Из-за ее размеров называется также Малой. В настоящее время здесь находится Центр молодежной культуры.
Обойдя район мы подошли к главной или Старой синагоге Казимежа построенной еще в конце XV века,
внутри сейчас находится музей истории Казимежа и коллекция предметов иудаики
кованная бима
при входе, как и положено, купа (касса) для пожертвований
место для хранения свитков Торы, а читали ее на биме
семисвечник
ритуальная посуда
предметы Торы
детали одежды замужних женщин
в одном из углов — печка.
в городе местами таки ощущается израильское присутствие
Мы немного в конце изменили предлагаемый маршрут и не пошли и на новое кладбище тоже, а отправились на другой берег Вислы в район Подгуже, где во время фашисткой оккупации с 1939 по 1943 гг было Гетто.
Оглавление:
День первый
Краков. Вавель
Краков. Вдоль по Висле
Краков. Старый город
Краков. Рыночная площадь
День второй
Краков. Еврейский Казимеж
Краков. Гетто. Фабрика Шиндлера
Краков. Музей инженерной мысли
Краков. Казимеж, Клепаж и Подгуже
День третий
Соляная шахта «Величка»
Краков. Музеи рыночной площади
Краков. Планты
Краков. Транспорт, жилье и еда
чудесный город и как то особо дорого видеть надписи на иврите . Видимо эти места оставляют много впечатлений как хороших так и тяжелых. Красивые фотографии ! Здорово, что Вы поделились своим рассказом!
И Вам спасибо за приятные слова 🙂
А впечатлений от этой нашей поездки действительно достаточно много и разных.
Большое спасибо за репортаж- синагоги, синагоги, еврейский уголок -здания остались, а жители этого еврейского мирка навсегда исчезли в пожарищах Катастрофы. Глядя на них, сделал ли наш народ все необходимые выводы-вовсе не уверен. «Еврейская автономия» говорите вы — а ведь эта идея всё также актуальна и живуча, даже более того. Сколько таких «Темпель» раскинуто по всем континентам- вот только боюсь, чтобы не дай Б-г не превратилось всё это в один нехороший день в «тембель»..
Из 7 сохранившихся синагог 2 еще действуют.
«здесь расположены несколько как бы кошерных ресторанчиков и магазинов»
А на самом деле они не кошерные?
Я не очень большой эксперт в этом вопросе, но скажем так не все они будут кошерными, хоть и на них написано обратное. Большинство из них работает в шабат. В меню молочное и мясное вместе. и т.д.
Спасибо.
Очень приятно читать Ваши отчеты, хорошие фотографии и информативный текст!!
Спасибо большое!, очень приятно получать такие комментарии 🙂
Первые синагоги в своей жизни я увидел именно в Кракове, не помню правда какой это был год 🙂
В Калининграде не осталось ни одной?
Ни одной.