Быть в Кракове и не посетить Величку просто преступление перед самим собой. Главная достопримечательность Велички — это соляные копи, одни из самых знаменитых в Европе, история которых насчитывает более 700 лет. Это целый подземный город на девяти уровнях. Подземные камеры и огромные залы, соединенные длинными переходами,
украшенные скульптурами и барельефами из соли. Это подземные озёра и уникальные часовни. Это — интереснейшая история древнего и опасного промысла — добычи соли.
От Центрального вокзала в Кракове в Величку каждый час ходят электрички, а каждые 15 минут отправляются маршрутные такси. Расстояние около 10 км и ехать не более 30 минут.
На мой взгляд в электричке приятнее прокатиться. Проезд стоит аж! 4 злотых (примерно 5 шек.)
По дороге можно увидеть как живут в пригородах Кракова
Шахты находятся прямо рядом с вокзалом. В общем как и все в Величке находится вокруг шахт 🙂
Главное здание и над ним торчит механизм подъемника. Обратите внимание, что шахты до сих пор действующие. Для посетителей существует на разных языках, в том числе и на русском, много разнообразных маршрутов: туристический, музейный, паломнический, шахтерский и оздоровительный. Мы выбрали туристический маршрут и на польском языке, чтобы не ждать около часа до организации русскоязычной группы.
В соляную шахту мы спускались по лестнице, пишут что 380 ступеней, но мы не пересчитывали, на 1 уровень (64 метра). Обратно на поверхность поднимались на лифте по шахтному стволу Даниловича с 3 уровня (135 метров)
Под землей много переходов соединяющих пещеры или камеры, образовавшиеся от выработки соли
На поверхность соль поднимали или отесанными соляными глыбами,
либо в бочках
многочисленные переходы каждые сколько-то метров разделены дверями, видимо в целях безопасности и от сквозняков
5. Камера Яновице (Komora Janowice)
Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.
Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем, как выйти замуж бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, перенеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.
6. Сгоревшая камера (Komora Spalona)
Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа.
Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива.
Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва.
В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли «кающимися грешниками». Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры «кающихся грешников» вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.
7. Камера Селец (Komora Sielec)
Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня.
В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли — «болванки» — они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше — перетаскивали при помощи салазок, называемых «шлафами». В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки.
8. Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)
Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого, выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, изваянный в соли скульптором Владиславом Хапкой.
9. Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)
Это одна из прекраснейших камер соляных копий в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины — результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры — давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.
13. Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)
Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина — 54 метра, ширина — 15-18 метров, высота — 10-12 метров; а сама она расположена на глубине 101 метра.
Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса — покровителя прихода в Величке.
Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса.
В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил Kaplica Swietej Kingiмладший брат Юзефа — шахтёр Томаш Марковский.
Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев и трёх образов Марии в часовне Воскрешения.
В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.
Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов и пол, выполненный из цельного куска соли.
Эта часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии Св. Кинги. Здесь проводятся литургии в дни именин Св. Кинги (14 июля) и Св. Барбары (4 декабря), а также литургии по случаю знаменательных событий.
В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римского папы, поляка Иоанна Павла II.
Этот памятник был поставлен в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги, которую совершил Иоанн Павел II во время последнего паломничества на Родину. Автором проекта памятника был профессор Чеслав Дживгай, а изваял соляного Римского папу горный скульптор Станислав Аниол.
14. Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)
Эта камера интересна с точки зрения горного строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча — директора соляных копий в 1917-1918 годах. В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды.
15. Камера Михаловице (Komora Michalowice)
Камера осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна, как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня. В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками («кругляками»). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию. Между ними расположена деревянная лестница — уникальное произведение горных плотников
Люстра
17. Камера Веймар (Komora Weimar)
В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором, образующим подземное озеро.
Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности
18. Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)
Камера возникла в начале XIX столетия: она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную, плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века.
Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором. На плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками.
На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.
На таких вот вагонетках возили соль
А это поворотные стрелки в туннелях
Вечерами, устав от работы, горняки естественно же смотрели телевизор
Памятник Юлиушу Словацкому
Виды соли, которую добывают в шахте
белая
каменная
часовая
зеленая или разноцветная
в целом сине-, буро-, малиновая
21. Хранитель сокровища (Skarbnik)
В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ («скарбник»). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копий. Таким духом был хранитель — он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.
А в следующем зале установлен макет шахт,
ландшафт, модельки машин, людей
и движущиеся паровозики, прямо как на «Выставке поездов в Иерусалиме» 🙂
детская игровая комната
нужно правильно сопоставить название (картинку) с образцом
В одной из соседних камор — шикарный ресторанчик,
а рядом и 3D кинотеатр, где вам покажут фильм о истории добычи соли и развитии шахт.
по дороге к выходу стоят разнообразные соляные скульптуры.
Современный агрегат по добыче соли, хотя чаще в настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности), лечебные; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров.
В Величке можно смело провести весь день, ведь кроме шахт здесь есть еще и свой небольшой замок, краеведческий музей и прочие достопримечательности.
Ссылки по теме:
http://www.wieliczka.ru/
http://wieliczka.krakow.ru/
Оглавление:
День первый
Краков. Вавель
Краков. Вдоль по Висле
Краков. Старый город
Краков. Рыночная площадь
День второй
Краков. Еврейский Казимеж
Краков. Гетто. Фабрика Шиндлера
Краков. Музей инженерной мысли
Краков. Казимеж, Клепаж и Подгуже
День третий
Соляная шахта «Величка»
Краков. Музеи рыночной площади
Краков. Планты
Краков. Транспорт, жилье и еда
Очень интересное место, спасибо за экскурсию! 🙂
И очень красивое. К сожалению у меня далеко не все кадры хорошо получились 🙁
В следующий раз мы собираемся по музейной трассе еще пройтись.
Да, это тоже должно быть интересно.
Штудирую ваши посты, перед предстоящей поездкой в Краков. Все очень интересно! А что значит «музейная трасса»? Думаете, есть смысл погулять в Величке весь день? Или приехать после обеда, сходить в шахты, покушать и вернуться в Краков? (Двое взрослых)
Музейная — это туристическая + еще пещеры с экспонатами сделанными из соли. это маршрут часа на 3 минимум. я не знаю хватит ли у вас времени после обеда. Мы провели в Величке большую часть дня.
Спасибо! На их сайте есть «Туристическая трасса: Среднее время, проведенное на трассе, с посещением Музея краковских жуп, это около 3 ч». Вы ее имели в виду? Т.е. есть просто туристическая, а есть с жупами? (что это, кстати?). На «Шахтерскую» мне не хочется.
Я думаю, что тут дело в неточности перевода в разных источниках. Есть туристическая трасса — это 2 часа с гидом и потом есть зона где можно еще самому погулять, поесть, посмотреть 3D кино.
Музейная — это туристическая + музей — это 3 часа с гидом + та же зона для самостоятельных прогулок. Возможно жупа — это экспонаты 🙂 музея.
Как я поняла, большая часть камер образована выработками зеленой соли. На фотках цвет не виден Находясь внутри, можно увидеть, что это зеленая соль или толшина стен дает сероватый оттенок, как на фотках?
Зеленый соли я не помню :(. В большинстве стены сероватые.
Ты описывая каждую камеру, часто упоминаешь, что она выдолблена в глыбе зеленой соли. Вот, например, «5. Камера Яновице (Komora Janowice)
Камера выдолблена в глыбе зелёной соли…»
Описание я взял с их сайта. В музее есть образцы зеленой соли. Но реально в шахте я ее не помню 🙁
Что и тут запрещали фотографировать?
Тут можно, но за деньги 🙂
Понятно.
Спасибо за подробные отчеты
В Величке от поезда шахту легко найти? (я легко теряюсь)
Шикарный ресторан — он еще и дорогой или нормально? Или где кушать?
Спасибо.
От поезда до шахт метров 500. Есть указатели. Да и большинство людей идут на шахты 😉
Мы в шахтах поели в столовой. Достаточно вкусно и не дорого.
Спасибо, все четко и ясно
И точно, все так знакомо 🙂
К чему бы это? 😉