Один из дней в Праге мы почти полностью посвятили району Йозефов и истории пражских евреев. Интерес к этой теме среди туристов огромен, после 10 утра во все места уже есть большие очереди… До наших дней сохранились лишь 6 синагог, кладбище и ратуша, составляющие единый в своем роде музейный комплекс под открытым небом.
В XVI в. внутри Старого Города выросло еврейское гетто — образование, имеющее собственные органы управления и полную политическую, религиозную и бытовую обособленность от остальной части населения. Пражское гетто не минули драматические события погромов и выселений. Но в 1848 г. евреи получили на чешской земле гражданские и политические права. А в 1850 г. Еврейский Город стал одним из кварталов Праги, названным Йозефов в честь австрийского императора Иосифа II. На рубеже XIX-XX вв. в ходе расчистки трущоб фактически все старые сооружения были обрушены, а на их месте появились жилые дома в разных архитектурных стилях.
Староновая синагога — это самая древняя сохранившаяся и до сих пор действующая синагога в центральной Европе. Синагога была построена в XIII веке в готическом стиле. Интерьер представляет собой двухнефный объем, перекрытый шестью парусами нервюрных сводов, опирающихся на два мощных столба. Здесь сохранилось первоначальное, по окружности стен, расположение сидений, обращенных к центру, где находится бима с пюпитром для чтения торы.
Староновая синагога всегда вызывала чувство благоговения. С ней также связано много легенд. Раввинами здесь были крупнейшие ученые пражской еврейской общины: раввин Лёв (Иуда бен Бецалель), Эзехиель Ландау и др.
Говорят, что на чердаке, где хранится гениза пражской общины, покоится тело Голема, созданного раввином Иудой бен Бецалелем. В легенде говорится о нацистском агенте, который в годы Второй мировой войны поднялся на чердак и попытался ударить Голема, но при этом погиб. Лестницу, ведущую на чердак с внешней стороны, убрали, и чердак закрыт для широкой публики.
Настоящего Голема потрогать руками нельзя, а очень хочется и поэтому мы приобрели себе пока этого.
Современный вид Еврейской ратуши является результатом перестройки в стиле рококо, произведенной в 1765 году. Башня ратуши была построена благодаря особой привилегии, данной Фердинандом III евреям в 1648 году в благодарность за помощь жителям Старого Места во время осады Праги шведами. Обратите внимание на то, что в аттике башни размещены часы с еврейскими буквами и обратным ходом.
После посещения Староновой синагоги мы отправились в Еврейский музей, который расположился в нескольких уже не действующих синагогах. Совместный билет в Староновую синагогу и Еврейский музей самый дорогой в городе, дороже чем в Пражский град 🙂 и при этом запрещено фотографировать внутри, даже за деньги 🙁
Майзелова синагога была построена в 1592 году как личная синагога старосты гетто Мордыхая Майзела, придворного и финансиста императора Рудольфа II. Постройка в свое время поражала размерами и великолепием. Проект разработал Иуда Гольдшмид де Герц. М. Майзел и его жена подарили синагоге много различных предметов, например, занавесы, покрывала для торы и другие предметы. М. Майзел был по-настоящему просвещенным человеком, так как поддерживал пражскую талмудистскую школу, а также прославился исключительной щедростью при основании многочисленных построек в гетто. В 1689 году синагога сильно пострадала от пожара и была восстановлена в сильно уменьшенном виде. В 1892-1905 гг. она была перестроена в псевдоготическом стиле.
В настоящее время синагога используется в качестве выставочного помещения и запасника Еврейского музея. В запаснике находятся по большей части серебряные предметы. Экспозиция представляет собой краткий обзор истории еврейского населения в Чехии и Моравии, начиная X и кончая XVIII веком. Здесь выставлены покрывало для торы и серебряная корона из коллекции Еврейского музея.
На данный момент синагога была закрыта на реставрацию.
Пинкасова синагога была построена в 1519-1535 гг. и должна была служить молельней для семьи Горжовских. Синагога преставляет собой однонефный объем, перекрытый позднеготическими сетчатыми сводами. В период между 1607-1625 годами синагога была расширена благодаря пристройке зала, бокового нефа и женской галереи.
Очень сильные ощущения испытываешь внутри, где все стены от пола до потолка мелким шрифтом исписаны именами жертв нацистского геноцида евреев в Чехии. Фамилия, и дальше семья: имена и годы жизни; фамилия, имена и годы… и это память о 77297 (Семьдесят семь тысяч двести девяносто семь) человек…
А в Галерее Пинкасовой синагоги выставлены рисунки детей, находившихся в Терезине в 1942-1944 гг.
Фотографировать можно было только на старом еврейском кладбище, но за деньги, но можно.
Еврейское кладбище – памятное место с редчайшими в художественном и историческом отношении надгробиями.
Кладбище было основано в начале 15 века почти в самом центре Еврейского города. Ограниченная площадь кладбища очень скоро стала недостаточной.
Так как еврейская религиозная традиция запрещает нарушать покой умерших, на кладбище привозились все новые и новые слои земли. Таким образом на некоторых местах кладбища оказалось двенадцать погребальных слоев.
Старые надгробия при насыпании нового слоя вынимались и помещались на поверхности нового слоя, вследствие чего возникло характерное нагромождение каменных стел. В начале 17 века над могилами выдающихся лиц стали воздвигать большие четырехгранные саркофаги. Это было вызвано тем, что на большей площади камня можно было поместить более обширный текст, повествующий о больших и добрых делах умершего.
В настоящее время на кладбище находится почти 12000 каменных надгробий различного возраста, начиная с 1439 года и кончая 1787 годом, когда было запрещено хоронить внутри населенных частей города.
С начала 18 века надгробия стали украшать различными символами и знаками, которые чаще всего обозначали происхождение, имя или профессию умершего.
О высоте кладбища и количеству слоев можно судить по уровню близлежащей улицы.
Саркофаг над могилой Иегуды бен Бецалела, которого называли Раввин Лёв (1512-1609), один из известных. Деятельность раввина Лёва в Праге длилась 36 лет. Сначала он возглавлял школу, где изучался Талмуд, а потом был главным раввином. Здесь была издана большая часть из пятнадцати его произведений философско-религиозного характера. С ним связан целый ряд легенд…
У входа на кладбище находится церемониальный зал, построенный в 1906 г. в неороманском стиле для похоронных церемоний. В настоящее время экспонируются материалы по теме болезней и медицины в гетто, регистрации смертей и деятельности пражского Похоронного братства.
Клаусова синагоги построена в 1694 г. в стиле барокко, на месте школы. Сейчас тут размещается экспозиция древнееврейских рукописей и редкостных книг, выставка Еврейских традиций и костюмов, предметы повседневной жизни и обычаев.
Испанская синагога была построена в 1868 году на месте ранее стоявшей тут синагоги "Старый Шуль", известной всем местным жителям, как самой старой в городе. Синагога построена в мавританском стиле под кураторством Ульмана Войцека Игнаца. Ее интерьер и прелестные витражные окна были созданы руками архитекторов Баума А. и Б. Мунцберга. Строительство было закончено только через 25 лет, в 1893 году.
Синагога спроектирована и построена по регулярному плану в виде квадрата. Купол по центру подчеркивает величие и возвышенность храма. Галереи, женская часть, размещаются с трех сторон на металлических каркасах, которые полностью покрывают неф. Внутренний декор необыкновенно гармоничен. Замечательные стены, двери, балюстрады галереи украшены невысокими штукатурными арабесками, стилизованными под испанский мотив.
Внутри потрясающе красиво. Все сразу ошеломляет. Очень эстетично оформлены стены. По центру из купола свисает величественная Люстра в форме Маген-Давида. В синагоге есть орган. Бима не по центру и лавки не в круг, а рядами. Если бы не иудейская символика повсюду, то можно случайно подумать, что зашел в какую-нибудь мавританскую церковь… Сейчас тут размещена выставка, повествующая про историю евреев в Чехии и Моравии с начала эмансипации и до наших лет.
Следующее потрясение нас ожидало, когда мы дошли до самой большой синагоги Праги, которая находится за пределами еврейского квартала и неподалеку от Главного железнодорожного вокзала. Эта синагога известна под несколькими названиями: "Юбилейная", "Иерусалимская", а полная версия ее наименования звучит как "Юбилейная синагога императора Франца Иосифа I".
Основана Юбилейная синагога была в 1905-1906 годах на улице Иерусалимской. И внутри тут можно фотографировать!
В процессе строительства новой синагоги, возникало немало препятствий. Одним из них был забавный момент, когда строительству воспротивился хор костела Святого Йиндржиха, находящийся неподалеку от тогда еще не построенной синагоги. Они сетовали якобы на то, что в воскресный день пение, доносящиеся из синагоги, может помешать молящимся христианам. Но, невзирая на все перипетии в праздник Симхат Тора 16 сентября 1906 года, состоялось торжественное открытие Юбилейной синагоги.
В стиле постройки Иерусалимской синагоги преобладает сецессионый (от чешского слова secese – аналог стиля модерн) вариант стилизации мавританского стиля.
Фундаментом строению служит в плане центральный неф с тройными арочными проемами. Фасад оформлен в виде окна, исламской арки-розы, украшенной звездой Давида, рядом с которой располагается цитата на иврите: «Это Врата Господни, сквозь них проходят праведные» (Псалом 118:20). Фасадный щит украшен двумя изящными башенками и мраморными плитами, на которых записаны десять заповедей, которые получил Моисей на горе Синай. Над главным входом в Юбилейную синагогу, располагается большая арка, вдоль которой написана цитата из Пророков (Малахия 2:10): «Разве у нас не единый Отец? Разве не сотворил нас единый Бог?».
Внутри синагоги имеется 850 мест, а ее внутреннее пространство, разбито двумя рядами семи изящных арок. Над ним находится балкон для женщин. Перила женской галереи расписаны фразами из Танаха, выполненными на иврите. Освещение синагоги осуществляется благодаря большим окнам с витражами, через которые солнечные лучи попадают на нижний этаж и в галерею. Для выражения благодарности «Обществу по строительству нового храма», которое оказало синагоге неоценимую финансовую помощь, многие надписи на окнах выполнены на немецком и чешском языках. Они указывают на то, какой дар был выполнен тем или иным семейством.
Высокий священный ковчег со свитком Торы, оплетен рельефом из виноградной лозы и украшен плитами Декалога. Большие органы размещены в западной части помещения синагоги, а убранство интерьера дополнено множеством богато украшенных люстр.
Как и Испанская, Иерусалимская синагога напоминает церковь. Тоже есть орган, своды, витражи, место чтения Торы похоже на Алтарь.. И это все очень искусно и богато украшено. В этой синагоге проходят службы.
А какие вы знаете интересные истории и легенды про район Йозефов и людей там живших? Да, и что я упустил в своем рассказе?
Ссылки по теме:
Краков. Еврейский Казимеж
Иерусалим. Стена Плача
Краков. Гетто. Фабрика Шиндлера
http://alla-hobbit.livejournal.com/624232.html
Запрещено-то оно, конечно, запрещено, но если очень хочется… Короче, всю Старо-Новую я в этот раз обснимала. :))
И вечером там уже никаких очередей не было, равно как и вообще народу.
В Староновой мы были рано утром, как только открылось, еше никого, кроме нас не было. И о фотографиях речи не могло и быть, меня настоятельно попросили спрятать фотоапарат в сумку и не доставать, 🙁 правда взамен рассказали по-русски историю синагоги 🙂
А к нам с подругой отнеслись очень толерантно, может потому, что я с ними на иврите заговорила? ;))
Утром были три немолодые тетки и на иврите они не говорили, я пробовал 🙂
Значит нам с ней просто повезло. ;))
Ждем Ваших фотографий! 🙂
Ох, если руки дойдут…
Какой великолепный материал. Спасибо.
Спасибо. Есть еще ссылки по теме:
http://sewa7.livejournal.com/39044.html
http://sewa7.livejournal.com/38776.html
Спасибо.
когда мы были в Праге, как то мало времени уделила именно этому району, а зря!- непременно нужно наверстать упущенное!
Мы не пожалели! 🙂
Я жалел только, что нельзя фотографировать…
Внутри испанской синагоги:
Почему только 5? синагог ведь 6, а вернее 7 и у меня, к сожалению, не оказалось ни одной приличной фотографии этой еще одной синагоги.
кстати, в сефардской синагоге уже можно снимать? Мы делали пиратские фото
Таки еще нельзя. Это фото из сети. И я этого не понимаю, брали бы как в других местах по 50 крон и было бы всем счастье 🙂
а мы наснимали 🙂
Повезло 🙂
Когда мы были я видел, что смотрители ходят, ругаються и выводят тех кто фотографируют. А Я законопослушный, сказали нельзя — Я и не пытался.
ходили. А я села, положила аппарат на колени и фотографировала не глядя.
Не люблю запретов без причин. В большинстве случаев я следую запретам на фотографирование.Всегда, когда понятна причина.
А Вы фотографии когда выложите? 😉
Вряд ли выложу, фото — не дигитальные.
Вы до сих пор фотографируете на пленку?
Ни боже мой, просто я фотографировала в 2004-м, во второй раз уже не позаботилась.
И можно на ты 🙂
Конечно можно 🙂
спасибо то кинули ссылку!
Всегда пожалуйста! 🙂
Заходите еще!
зашел в какую-нибудь мавританскую церковь
скорее, мечеть=))
Интересно, Испанская синагога красивее Старой синагоги Будапешта или примерно такая же?
Re: зашел в какую-нибудь мавританскую церковь
Они разные.
Испанская синагога — очень восточная что-ли.
Иерусалимская в Праге внутри немного похожа на Будапешсткую.