Ханука и Меа Шеарим

В четверг вечером в честь пятой свечи светлого праздника Хануки в хорошей компании во главе с экскурсоводом Зоар Хальфан прогулялся по Иерусалимскому ультра-ортодоксальному району Меа Шеарим. Жители района живут и одеваются так же, как их европейские предки. Этот стиль жизни они проповедуют потому, что считают все изменения порождением зла…


Коротко о празднике и про Чудо Хануки:
После восстания и длительной борьбы маккавеев с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. от с.м. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен.


Священники должны были зажечь огни меноры (храмового светильника), но во всем Храме после долгих поисков был найден только один маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника с ритуально чистым елеем (оливковым маслом). Масла в нем могло хватить не больше чем на одни сутки.


Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни 8 дней.


Начали мы нашу прогулку от дома Конрада Шика, спроектировавшего и построившего очень много объектов в Иерусалиме, в том числе и квартал Меа Шеарим.


В дни праздника зажигают ханукию — подсвечник на 8 свечей, по числу дней; плюс главная свеча (шамаш), от которой и зажигают остальные.


Через 170 лет после освящения Храма, школы Бейт Шамай и Бейт Хилель спорили в какой последовательности зажигать ханукальные свечи. До этого было заведено в каждом доме ежедневно зажигать по одной свече.


Представители школы Шамая хотели, чтобы в первый день зажигали 8 свечей, во второй — 7 и т.д. Школа Гилель: в первый день — одна свеча, потом — две и т.д.


В споре победила Школа Гилель. И теперь каждый день праздника увеличивается количество света. Светлый праздник Ханука. Примерно в это же время и зимнее солнцестояние, световой день тоже увеличивается. 🙂


На входе в район Меа Шарим висят предупреждающие плакаты: Путник остановись здесь, ты туда не ходи.. Нельзя заходить в нескромной одежде, своим присутствием мешать жителям района и т.п.


Название района переводится как «сто крат» и представляет собой выражение из Библии (Быт. 26:12): «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат (מֵאָה שְׁעָרִים): так благословил его Господь.»


Меа Шеарим — строился как отдельное поселение и это был пятый квартал, построенный за пределами Старого Города. Строительство начали в 1874 году. К октябрю 1880 года 100 квартир были готовы для заселения. В 1901 уже было 300 домов, и прямо рядом мельница и хлебопекарня Кришы Берман.


Архитектор Меа Шеарима, Конрад Шик, спроектировал квартал в форме прямоугольника, состоящего из длинных домов, чтобы внешние стены служили защитой для жителей. Шесть ворот квартала до недавнего времени запирались на ночь. Планировалось оставить дворы для засадки деревьями, но сады не прижились…


На каждых из 6 ворот: Лифта (Лифты), Центральные, Иерусалимские, Бейт Давид, Срединные (Мухамеда), Жерновов (Мельничные) висят предупреждающие таблички.. Кто не спрятался, сами и виноваты… Нас всего один раз «попросили» пойти вон, мы ну никак не вписывались в антураж 🙂


Весь район вокруг назван в честь этого квартала. На сегодняшний день заселен ультра-ортодоксальными евреями всевозможных направлений (Хасидские дворы), в числе которых также Нетурей карто и сикриким, не признающие государство Израиль, не имеющие гражданство Израиля и активно поддерживающие его самых злейших врагов…


В шабат (субботу) и религиозные праздники проезд через район закрыт. При вспышках религиозного недовольства деятельностью разных официальных органов и групп в Израиле на Меа Шеарим приходится основная доля религиозных демонстраций и акций протеста.


В центре квартала йешива — религиозная школа для мальчиков в которой они учатся с 3х лет и до бесконечности. Много мужчин посвящают свою жизнь изучению Торы и молитвам, в то время, как их жены полностью посвящены большой семье: как правило, у них много детей, ведь аборты и предохранение от беременности запрещены. Все они зависят от дотаций со стороны государства и всевозможных организаций.


Меа Шеарим представляет собой живой музей. К какому религиозному направлению принадлежит тот или иной житель можно внешне судить по их одежде: одни ходят в белых чулках, другие — в черных, одни носят черные халаты, другие — белые или полосатые, женщины бреют голову и ходят в парике. Изменения и новости извне представляют для них мало интереса. Например, телевизору и компьютерам нет места в их жизни… и они этим гордятся!…


Один из колодцев, обеспечивавших водой этот квартал. Дома снимать особо не стал. И темно уже было, и дома там маленькие и ветхие. Постараюсь как-нибудь при свете солнечного дня туда еще раз прогуляться 🙂


В квартале есть свой рынок, он более кошерный, чем центральный иерусалимский рынок Махане Иегуда


Почти возле всех домов горят свечи.


Ханука же в разгаре и тут, естественно, продают все для праздника.


Напоследок, еще один отчет по этой же прогулке: http://alla-hobbit.livejournal.com/651978.html


Вот такая интересная и познавательная получилась у нас праздничная прогулка 🙂

P.S.
Обещанных праздничных пончиков, даже за отдельные деньги, так и не отведал 😉

92 ответа на “Ханука и Меа Шеарим”

    1. А почему Вы считаете, что это не так? И кто по Вашему составляет большинство именно в квартале Меа Шеарим? Речь идет не про весь район.

      1. ну, я говорю не обладая статистическими знаниями (скажем, имея на руках нереальную перепись населения, где будет рядом с каждым жителем указано, к какому течению он принадлежит :)))
        а из своих наблюдений: я там бываю часто, раньше бывала часто и в Субботу, когда особенно хорошо видно, кто есть кто (у нас там родня живет, рядом с Меа Шеарим).
        именно если брать конкретно Меа Шеарим, а не всю Геулу, Керем Авраам, Гуш Шмоним и Макор Барух, то я бы сказала, там гуров меньшинство. Очень выделяются Толдот Аарон, чальмерс, бреслев. Но не гур.

        Да и если логически подумать, зачем им там селиться? Селятся обычно поближе к синагоге, либо там, где покупают квартиру. Квартиры в Меа Шеарим сейчас мало кто покупает (а гуры точно не покупают, у них есть правила хасидута, которые запрещают молодоженам покупать квартиры в Иерусалиме). Синагога у них далековато от Меа Шеарим, она на Иермеяу. Их много в Гуш Шмоним, в Керем Авраам 🙂

        1. Бреслав в Меа Шеарим не встречала, они там не вписываются со своей службой в армии, гурских не большинство (сарматских больше), но довольно много, они там живут почти с самого основания квартала

          1. у бреслев там огромная ешива. не нахнахнах повсеместные, а старые бреслев.
            Гур там если и есть, то остатки, те, что успели купить квартиры до прошлого ребе и до его нового таканона. Но унгарим там больше, толдот Аарон — гур в хорошем меньшинстве. много Слоним, у них там тоже ешива.

          2. у бреслев там огромная ешива. не нахнахнах повсеместные, а старые бреслев.
            Гур там если и есть, то остатки, те, что успели купить квартиры до прошлого ребе и до его нового таканона. Но унгарим там больше, толдот Аарон — гур в хорошем меньшинстве. много Слоним, у них там тоже ешива.

          3. эээ… Бреслев шул находится на углу улиц Салант и Меа Шеарим.
            кто вне квартала Меа Шеарим, одноименная улица или Салант, которая его пересекает?

          4. но живут они там все вперемешку, думаю, что в воротах, что за воротами, вокруг синагоги. и от слова «армия» упадут в обморок вполне качественно, как истая старая гвардия, вполне вписывающаяся в местный пейзаж.

            когда я приехала по Наале в Израиль, то на шабат нас устраивали в местные семьи. Часто приглашали свои, бывшие соотечественники. Несколько раз мы ездили к бывшей ленинградке, приехавшей сюда давно и вышедшей замуж за чальмера. Была она вдова, а вот соседи ее как раз были хасидей бреслев, мы к ним ходили слушать авдалу.
            какая армия, а зохн вей…

          5. они там живут и дальше, включая Бухарский квартал
            но можно я сама буду решать, какую именно часть города показывать на экскурсии, где себя ограничивать?

          6. а зачем хамить?
            речь шла изначально о высказывании, что гурских хасидов там большинство. а не о том, где вам ходить, не ходить или что угодно еще.

          7. а зачем хамить?
            речь шла изначально о высказывании, что гурских хасидов там большинство. а не о том, где вам ходить, не ходить или что угодно еще.

          8. они там живут и дальше, включая Бухарский квартал
            но можно я сама буду решать, какую именно часть города показывать на экскурсии, где себя ограничивать?

          9. но живут они там все вперемешку, думаю, что в воротах, что за воротами, вокруг синагоги. и от слова «армия» упадут в обморок вполне качественно, как истая старая гвардия, вполне вписывающаяся в местный пейзаж.

            когда я приехала по Наале в Израиль, то на шабат нас устраивали в местные семьи. Часто приглашали свои, бывшие соотечественники. Несколько раз мы ездили к бывшей ленинградке, приехавшей сюда давно и вышедшей замуж за чальмера. Была она вдова, а вот соседи ее как раз были хасидей бреслев, мы к ним ходили слушать авдалу.
            какая армия, а зохн вей…

          10. эээ… Бреслев шул находится на углу улиц Салант и Меа Шеарим.
            кто вне квартала Меа Шеарим, одноименная улица или Салант, которая его пересекает?

        2. Бреслав в Меа Шеарим не встречала, они там не вписываются со своей службой в армии, гурских не большинство (сарматских больше), но довольно много, они там живут почти с самого основания квартала

      2. ну, я говорю не обладая статистическими знаниями (скажем, имея на руках нереальную перепись населения, где будет рядом с каждым жителем указано, к какому течению он принадлежит :)))
        а из своих наблюдений: я там бываю часто, раньше бывала часто и в Субботу, когда особенно хорошо видно, кто есть кто (у нас там родня живет, рядом с Меа Шеарим).
        именно если брать конкретно Меа Шеарим, а не всю Геулу, Керем Авраам, Гуш Шмоним и Макор Барух, то я бы сказала, там гуров меньшинство. Очень выделяются Толдот Аарон, чальмерс, бреслев. Но не гур.

        Да и если логически подумать, зачем им там селиться? Селятся обычно поближе к синагоге, либо там, где покупают квартиру. Квартиры в Меа Шеарим сейчас мало кто покупает (а гуры точно не покупают, у них есть правила хасидута, которые запрещают молодоженам покупать квартиры в Иерусалиме). Синагога у них далековато от Меа Шеарим, она на Иермеяу. Их много в Гуш Шмоним, в Керем Авраам 🙂

    2. А почему Вы считаете, что это не так? И кто по Вашему составляет большинство именно в квартале Меа Шеарим? Речь идет не про весь район.

    1. Там не обычно, но я иногда туда захожу за покупками. Например, красная рыба (саломон), если брать целиком, то бывает и по 28 шек/кг.

    2. Там не обычно, но я иногда туда захожу за покупками. Например, красная рыба (саломон), если брать целиком, то бывает и по 28 шек/кг.

    1. И за свечами, в том числе, я туда ходил. В Очень многих местах зажигают парафиновые свечи, реже восковые, а тут именно масляные 🙂

    2. И за свечами, в том числе, я туда ходил. В Очень многих местах зажигают парафиновые свечи, реже восковые, а тут именно масляные 🙂

  1. Сева, привет! какой уютный и живительный свет свечей! в Гданьске забрела в какой-то район, по сравнению с центром относительно новый судя по домам и на некоторых окнах горели ханукальные свечи, от которых в сгущающихся сумерках было очень тепло…

  2. Сева, привет! какой уютный и живительный свет свечей! в Гданьске забрела в какой-то район, по сравнению с центром относительно новый судя по домам и на некоторых окнах горели ханукальные свечи, от которых в сгущающихся сумерках было очень тепло…

  3. Не думаю, что ты что-то сильно потерял не отведав пончиков. Я за двадцать с лишним лет так и не смогла привыкнуть к их вкусу, совсем не похожему на вкус настоящих пончиков. По крайнем мере в моем понимании пончиков. 🙂
    Кстати, я обратила внимание, что здесь, в основном, не просто свечи, а именно масляные светильники. Так сказать ближе к первоисточнику.

    1. Мы домой покупаем пончики в english cake, мои считают их самыми вкусными, а я, правда, сам их почти не ем 🙂
      Свечи конечно же именно масляные, как и в первоисточнике!

    2. Мы домой покупаем пончики в english cake, мои считают их самыми вкусными, а я, правда, сам их почти не ем 🙂
      Свечи конечно же именно масляные, как и в первоисточнике!

  4. Не думаю, что ты что-то сильно потерял не отведав пончиков. Я за двадцать с лишним лет так и не смогла привыкнуть к их вкусу, совсем не похожему на вкус настоящих пончиков. По крайнем мере в моем понимании пончиков. 🙂
    Кстати, я обратила внимание, что здесь, в основном, не просто свечи, а именно масляные светильники. Так сказать ближе к первоисточнику.

    1. Минора — это семисвечник, а на последнем снимке тоже ханукия (девятисвечник) как и на других. Только свечи не масляные, а обычные.

    2. Минора — это семисвечник, а на последнем снимке тоже ханукия (девятисвечник) как и на других. Только свечи не масляные, а обычные.

  5. Действительно, интересно, а вот если ультра ортодоксальный еврей захочет там поселиться, как ему быть? Должна община разрешить или всё проще с этим?

    1. Совет квартала будет рассматривать кандидатуру того, кто захочет там жить, ему могут и не разрешить, если он не будет соответствовать каким-то требованиям. Ультраортодоксальных еврейских общин есть несколько и не все они между собой живут дружно…
      Но тут такое во многих местах практикуется. Есть мошавы (небольшой поселок), где местный совет рассматривает кандидатов на проживание, даже если человек не покупает там жилье, а только арендует. Про кибуцы вообще молчу, там еще сложнее система.

      1. Вот про кибуцы тоже интересно, мне пытался объяснить систему один знакомый, но, как-то безуспешно. Если будет у тебя репортаж про это, с удовольствием почитаю.

      2. Вот про кибуцы тоже интересно, мне пытался объяснить систему один знакомый, но, как-то безуспешно. Если будет у тебя репортаж про это, с удовольствием почитаю.

    2. Совет квартала будет рассматривать кандидатуру того, кто захочет там жить, ему могут и не разрешить, если он не будет соответствовать каким-то требованиям. Ультраортодоксальных еврейских общин есть несколько и не все они между собой живут дружно…
      Но тут такое во многих местах практикуется. Есть мошавы (небольшой поселок), где местный совет рассматривает кандидатов на проживание, даже если человек не покупает там жилье, а только арендует. Про кибуцы вообще молчу, там еще сложнее система.

  6. Действительно, интересно, а вот если ультра ортодоксальный еврей захочет там поселиться, как ему быть? Должна община разрешить или всё проще с этим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *