Шивта на сегодняшний день представляет собой развалины древнего набатейского города в северном Негеве. Для сохранения это место объявлено национальным парком. И в 2005 году вместе с руинами еще трех набатейских городов: Авдат, Мамшит и Халуца включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как участок Дороги благовоний…
Стоило бы конечно поговорить отдельно и про Набатейское царство и про Дорогу благовоний. Но моих познаний увы не хватит, чтобы полностью раскрыть эту тему. Поэтому я лишь поверхностно прикоснусь…
Откуда на самом деле взялись набатеи и куда в итоге делись — история умалчивает. Известно лишь, что Набатейское царство было создано группой арабских племен примерно в III веке до н.э. и просуществовало где-то до VIII или IX века н.э.
Государство их простиралось на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра сейчас находится в долине Вади-Муса (Иордания).
На пике своего развития территория под набатейским влиянием простиралась от современного Йемена до Дамаска и от западного Ирака до Синайской пустыни… по крайней мере, согласно некоторым историкам. Никто точно не знает, насколько велика была их сфера влияния. Вот какими неуловимыми и загадочными были набатейцы. Хотя их караваны много путешествовали, трудно быть уверенным в границах их политического контроля или продолжительности их путешествий.
Письменные записи о набатейском царстве немногочисленны, так как сохранилось лишь несколько документов, разбросанных надписей и граффити. Это также странно, поскольку тысячи граффити, вырезанных на скалах и стенах каньона, ясно демонстрируют, что почти каждый набатеец мог читать и писать; даже пастухи.
Так почему бы не написать их историю? Египтяне писали на стенах своих храмов, евреи писали на свитках папируса, а вавилоняне писали на глиняных табличках. Короли и правители на протяжении веков записывали свои победы и подвиги. Однако набатеи, похоже, отказываются писать. Стены их храмов голые. В их городах нет библиотек, и на сегодняшний день археологи нашли лишь несколько обрывков письменности. Почему? Какие секреты были у набатеев, которые они хотели скрыть?
Интересно, что набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом набатейское письмо, развившееся из арамейского. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо.
Древние историки Греции и Рима, которые упоминали о набатеях, записывали в основном удивительные сказки, которые набатейцы придумывали, чтобы скрыть свою историю, свои торговые пути и источники своих товаров.
Есть и другие непонятные вопросы. История говорит нам, что до I века н.э. набатеи были кочевниками, жившими в палатках в пустыне. А затем за короткий период они занялись сельским хозяйством и построили хорошо обустроенные города. Великолепный город Петра настолько впечатляет, и меня в том числе, что даже сегодня туристы с трепетом осматривают его величественные руины.
Следующей ступенькой был переход набатев в христианство что, безусловно, наложило отпечаток на повседневную жизнь и внешний облик городов.
С пришествием арабов набатеи не ушли с насиженных мест, но могущество их уже не было столь грозным, как прежде. По одним данным в VIII, по другим только в XIII веке набатеи исчезли с лица земли, по-видимому, растворившись среди бедуинов или арабов. И на этом великая культура прекратила своё существование…
Кстати, кроме упомянутых мною выше набатейских городов: Шивта, Авдат, Мамшит и Халуца, на территории Израиля сохранились еще остатки двух мест связанных с набатеями: Ницана и Реховот в Негеве.
Сегодня мы поговорим, вернее Вы посмотрите картинки, о Шивте. Данное фото вида сверху не моё, я его позаимствовал у
Шивта выросла из набатейского постоялого двора, появившегося в I веке до н. э. на пересечении двух торговых путей (хотя точных троп до сих пор не найдено): из Авдата в Реховот в Негеве и из Ницаны в Халуцу, и основой его экономики являлись услуги путешественникам и купцам, двигавшимся по ним.
Когда набатеи стали заниматься в Негеве сельским хозяйством, экономика Шивты стала основываться на виноделии и разведении лошадей. Расцвет города пришелся на конец византийского периода…
Город не был окружен забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города.
Есть часы для посещения, однако, вход в национальный парк бесплатный, забора вокруг нет, воды нет, полезных ископаемых нет, заселена… Административные здания, кроме туалетов, были закрыты и никого из персонала я не увидел… Основные раскопки производились американцами и англичанами в 1933-1935 гг. Экспедицию возглавлял доктор Кольт. На фото дом Кольта (1).
Заходим в город через Западные ворота (2). Хотя на самом деле, ворот, как таковых не было 🙂
Судя по табличке это дом византийского периода, который почти полностью восстановили. Но попасть или даже просто заглянуть внутрь мне не удалось. Последствия Пандемии? Шабат? Снаружи ящик для брошюрок с информацией по парку, но к моему визиту его не пополнили 😉
Но в век интернета это все поправимо. С сайта Управления Национальных парков можно скачать электронную версию, правда, исключительно на иврите 🙂
Для привязки карты к местности, есть указатели. Заблудиться сложно. Будем следовать по указанному маршруту, все равно особо некуда сворачивать, повсюду одни руины 😉
Это конюшня (3). В ёмкости, что расположены внутри арок клали корм.
Такие колодцы, возможно использовались для смыва нечистот.
Также есть мнение, что в этом же здании был постоялый двор
и верхний этаж здания использовался, как гостиница.
Но сейчас тут проживают исключительно голуби 🙂
Следующий дом обозначен, как дом-бассейн (4)
Это большой частный дом построенный в поздний набатейский период.
В этом доме были предусмотрены собственные закрытые цистерны для сбора и хранения воды.
Рядом расположены открытые общественные бассейны (5) для сбора дождевой воды с суммарной ёмкостью около 2000 кубических метров.
По фотографиям улиц, а особенно снимка сверху, обратите внимание на замысловатые линии улиц. И это не случайно, ведь улицы проложены в соответствии с топографией участка. Благодаря такой планировке дождевая вода стекала и собиралась в данные резервуары.
Где вода — там и место сбора и центр жизни, поэтому тут расположена самая старая (Южная) церковь, которая функционировала, как городской собор.
В самой церкви были найдены две надписи, согласно которым она была построена в 350 г. и была отремонтирована и перестроена в 500 и 640 гг. Всего же в городе было 3 церкви.
При Южной церкви есть баптистерий с монолитной крестообразной купелью. Купель довольно большая и явно предназначена для взрослых. На основании этого и сделали вывод, что южная церковь была построена первой, когда происходило массовое крещение набатеев. Впоследствии крестили только младенцев и в новых церквях большие купели уже не требовались.
К зданию южной церкви примыкает один небольшой зал с двумя рядами колонн, отделяющих главное пространство от двух боковых проходов. Форма базилики, характерная для византийских церквей. Но есть одно но! Зал ориентирован не на восток, как это принято в церквях, а на юг, как это принято в мечетях (в сторону Мекки). К тому же в южной его стене характерная для мечетей молельная ниша – михраб. Итак, это мечеть (7), построенная после прихода в эти места мусульман. Интересно, что саму церковь не стали переделывать в мечеть, как это обычно происходило позже. Вместо этого, мечеть построили рядом, по соседству. Это позволяет предположить, что мечеть и церковь какое-то время функционировали одновременно!
Двигаемся дальше. Во время дождей эта лестница превращалась в поток водопадов 🙂
Следующее здание на нашем пути — это дом губернатора (8), или дом старосты, или же дом очень зажиточного горожанина.
Самое высокое здание в городе. Это видно даже по останкам сохранившихся стен.
В здании было, как минимум, 3 этажа. Вход очень искусно украшен.
Дом и прилегающие к нему постройки занимали довольно внушительный участок.
Смотровая площадка (9). Сейчас город практически слился с окружающим его пейзажем, ведь стены домов все песочного цвета. Однако, раньше, по свидетельству историков и археологов, город утопал в садах.
Перед Северной церковью большая площадь (10), которая скорее всего использовалась для торговли.
Северная церковь (11) — самая большая и новая. По размерам можно даже сказать, что это Базилика. Кроме основного нефа разделенного колонами, были еще несколько боковых капелл. Изначально она была построена за городской чертой, а с развитием города в V-VI вв. крайние дома Шивты подошли к ней вплотную.
К церкви примыкал комплекс построек. Там размещался монастырь и ремесленные мастерские. Монахи, в том числе, занимались и сельским хозяйством.
Вернемся немного назад в город и подойдем с обратной стороны к дому губернатора(8). В те давние времена тут размещалась центральная церковь (12). По размерам она относительно небольшая и не имела отдельного предбанника, как другие церкви. Вход был прямо с улицы.
Практически рядом следующий интересующий нас объект — арочный дом (13). Он как бы примечателен, не тем, что именно он арочный, а тем, что у него сохранились арочные перекрытия, что характерны для большинства городских построек 🙂
Последний пункт на маршруте — остатки винного пресса (14)
Но с набатеями мы пока не прощаемся, я в обозримом будущем хочу рассказать и показать вам остальные города, что сохранились от этого загадочного и малоизученного царства 🙂
Надеюсь, что Вам понравился этот мой небольшой перессказ про набатеев. В подготовке текста я использовал материалы Википедии, брошюру Управления Национальных парков, пост
На сегодня всё. Пока. Пока! 🙂
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
последнее фото хорошее
Спасибо! 🙂 Оно мне тоже очень нравится, а еще второе сверху 😉
У меня в то утро какая-то чертовщина творилась с фотоаппаратом. Да и небо постоянно менялось от яркого солнечного, до грозового и обратно. При одинаковых настройках часть кадров оказались, как бы засвечены. Некоторые из них я использовал в статье, а остальные отложил…
репортаж удобнее работать в «Р» режиме со свободным ИСО
Вы ко мне в журнал тоже заглядывайте, пожалуйста 🙂
Я каждый день читаю Ваш ЖЖурнал и лайкаю фотографии, которые меня цепляют. Я просто не знаю, как их комментировать. Не писать же все время Вау! или Круто! 😉
не понимаю
я не вижу в «Уведомления» ни лайков ни комментариев
У Вас около 10 постов в день. Я лайкаю 1-2. Вам нужна статистика? 😉
Дело не в статистике, я обратной связи не вижу. Ваши посты комментирую все.
Спасибо Вам
Видимо уведомления врут 🙂
Из последних
1 марта. Милан. Музей науки и техники
2 марта. Без темы (судно, портрет)
—
Это я бегло просмотрел. Были и другие.
Так, что не знаю, что с Вашими уведомлениями 🙂
спасибо
в Уведомлениях нет и следа…
Чувствую себя невидимкой 🙂
То-то мне показалось, что некоторые фотки ты обработал, вернее, переобработал на компе
Я особо не обрабатывал. Просто уменьшил контрастность.
На фотке перед текстом «Есть часы для посещения, однако, вход в национальный парк бесплатный, забора вокруг нет,» небо неестественное получилось
Я про это и говорил, что почему-то часть фотографий «засветилось» при съемке
Может против солнца снимал?
Да вроде нет. Какая-то локальная магнитная буря была. Фотоаппарат очень странно себя вел 🙂
Кстати о дружбе. Я уже давно добавил Вас в друзья и буду искренне рад ответу на взаимность.
Мне очень приятно, что Вы добавили меня в друзья и делаете перепосты моих статей. К сожалению, мне сложно ответить Вам взаимностью. В своей [Френдполитике] я указал, что в друзья я добавляю людей чьи ЖЖурналы мне действительно интересно читать в своей ленте. А у Вас сплошные репосты, по 50-60 в день… Таким образом у меня вся лента будет забита исключительно этими постами. И я не увидел Ваших личных, авторских постов. Можно конечно Вас добавить и полностью исключить Ваши посты из своей ленты, но какой тогда в этом смысл?
Ничего личного. Это сугубо моя точка зрения. Возможно и ошибочная.
Ясно.
Как красиво. Мне кажется, что я там не была. В Авдате и Мамшите точно была, а про Шивту не помню.
Шивта находится как бы на отшибе и очень мало посещаема, поэтому и вход бесплатный. Сюда нельзя заехать типа по дороге куда-то. Сюда нужно ехать целенаправленно, но в округе очень много всего интересного.
Я недавно уже гулял там в округе: https://sewa7.livejournal.com/194039.html
и в тот день я продолжил свою прогулку, о чем и расскажу в следующем своем посту. 🙂
Интересно, очень! Мы как раз две недели назад побывали в Мамшите — так что сам понимаешь )
Я рад, что тебе понравилось! 🙂
В Мамшите я был лет 10 назад по дороге в Эйлат: https://sewa7.livejournal.com/16155.html
Но тогда темой набатеев я не сильно интересовался. Так что скоро поеду еще раз 🙂
Масштабно так! И очень красивое небо.
Набатеи не перестают удивлять. И это ещё не всё их города и постоялые дворы обнаружили. Вокруг них какая-то тайна 😉
Мутные были товарищи, в общем, эти набатеи:)
Скорее непонятные и загадочные. Они веками занимались торговлей и поставкой товаров из Азии в Европу, а про них очень мало, что известно…
Очень красиво снято и информативно описано!
Спасибо большое. Очень лестно.
Я старался 🙂
Потрясающе! Очень интересно! люблю такие места) а еще невольно вспомнила Помпеи)
Мне тоже очень понравилось это место 🙂
В Израиле тоже есть свои Помпеи 😉
Бейт Шаан откапывают в частности и от пепла 😉